r@фео.рф

+7 (978) 874-70-20

<
Пред
Предыдущая новость
<
В Керчи торжественно открыли новое футбольное поле (ФОТО)
>
След
x
Следующая новость
>
Подарки покупателям от сети музыкальных магазинов МузГид

Железные дороги Крыма

25 декабря 09:19 679 0

Еще в 20-х годах XIX века англичане предложили Александру I соединить железнодорожной трассой Феодосию и Москву. Согласись тогда император — и первая пассажирская железная дорога в России была бы проложена от Москвы в Крым. Однако первой стала Царскосельская железная дорога.

Первые опыты

Первые опыты с прокладкой железнодорожного полотна в Крыму по пересеченной местности состоялись в 1840 году. Это была специальная самокатная железная дорога от карьера до причала в Киленбалочной бухте под Севастополем. Затем в 1843 году была сооружена в Севастополе железная дорога с конной тягой, ее протяженность составляла около 1 км. Она использовалась для подвоза камня из каменоломен при строительстве Адмиралтейства на Корабельной стороне. Как долго просуществовала эта дорога неизвестно.

Следующая появившаяся в Крыму железная дорога не имела никакого отношения к пассажирским перевозкам: она предназначалась для военных нужд во время Крымской войны, когда Балаклава почти на два года превратилась в базу британской армии. В это время англичане не только открыли здесь магазины и гостиницы, создали набережную, но и в 1855 году построили 11-километровую железную дорогу, ведущую из Балаклавы в Севастополь, к Сапун-горе.Позднее было построено еще несколько ответвлений, общая протяженность дороги составила около 23 км. На ровном участке пути вагоны тянули паровозы, на крутых склонах за дело брались лошади-тяжеловозы и мулы. 4 паровоза и 215 лошадей были доставлены в Крым из Великобритании, 17 мулов привезли из Турции. Для перевозки грузов использовалось 190 вагонов.

Расписание движения поездов строго контролировалось диспетчерской службой. Поезд отходил из Балаклавы каждый час с 7 утра до 7 вечера. Впервые в истории на Балаклавской железной дороге был сформирован санитарный поезд — состав, специально оборудованный для перевозки и лечения раненых. Железная дорога в Балаклаве проработала до самого конца войны, после чего англичане разобрали ее и продали Турции.

Становление железнодорожной сети в Северном Причерноморье сопровождалось большим накалом страстей. Железная дорога для портовых городов была гарантией экономического процветания — неудивительно, что за право иметь железную дорогу велось ожесточенное соперничество между городами региона.

Попытка Феодосии

Железнодорожным пионером в Крыму попыталась стать Феодосия. В 1857 году Главное общество российских железных дорог, учредителями которого были крупнейшие банкирские дома Парижа, Амстердама и Лондона, начало работы по созданию первой общегосударственной сети русских железных дорог. Одна из ветвей должна была прийти в Феодосию. Концессию на строительство выдали французам, и они даже построили первые 60 верст полотна близ Феодосии, но финансовый крах все остановил. Три года железнодорожного строительства изменили и город, и его жителей. В это время из провинциального, Богом забытого захолустья Феодосия превратилась в сказочный магнит, притягивавший людей и деньги. В 1860-х город пережил настоящий строительный бум - стоимость земельных участков возросла в несколько раз. Реальный шанс получить железную дорогу вновь появился у Феодосии значительно позже.

После Крымской войны начали появляться различные проекты строительства железной дороги, способной связать полуостров с Большой землей.

Однако реализовать задуманное удалось лишь в 1875-м. Реальные очертания железная дорога в Крыму приобрела после того, как право на ее строительство было выдано крупнейшему промышленнику и не новичку в железнодорожном деле Петру Губонину. Были определены сроки (3 года) и темпы строительства — и действительно, оно было закончено очень быстро, даже по сегодняшним меркам.

Шесть туннелей

Дорогу длиной в 665 км от станции Лозовой через Джанкой до Севастополя построили за 4 года. При этом крымский участок из-за особенностей рельефа был очень сложным.

Самые трудоёмкие работы на трассе оказались на участке Мекензиевы горы — Севастополь. Предгорный рельеф местности при подходе к Севастополю поставил перед строителями сложную задачу. От станции Сюрень (современная ст. Верхнесадовое) железнодорожную трассу надо было поднять на высоту 150 метров над уровнем моря, а затем опустить на 10-метровую отметку к урезу Севастопольской бухты. Поэтому из-за больших перепадов высот и сложного рельефа местности было пробито шесть железнодорожных туннелей, общая протяженность которых составляет 2 км. И каждый из них получил своё имя. Первый туннель со стороны Симферополя — Сухарный длиной 331 м. Своему названию он обязан Сухарной балке, в которой в начале XIX века Морское ведомство построило завод для выпуска сухарей.

Второй — самый короткий туннель — Графский длиной 125 метров, названный по имени графа М. И. Войновича, командовавшего Севастопольской эскадрой с 1889 по 1890 год.

После Графского железная дорога вновь скрывается в очередном тоннеле, получившим название Белый от цвета известняка — инкерманского камня. Его длина 437 м/

Четвертый туннель — самый длинный — Цыганский длиной 559 метров, по названию балки в Инкермане.

Пятый, выходящий к Килен-балке, — Троицкий длиной 294 метра, он проходит в Троицкой балке.

Шестой, длиной 228 метров, украшенный аркой с рельефным орнаментом и эдикулами для скульптур, находился на Корабельной стороне, пробит под Лазаревскими казармами и получил название Городской. В конце Южной бухты построен железнодорожный вокзал.

Первый поезд

Еще один интересный инженерный объект на линии Симферополь-Севастополь — Шавринская выемка протяжённостью свыше 500 метров. Она была прорублена в скале из песчаника более 130 лет назад по проекту инженера Шаврина без применения техники — только ручным инструментом. Наиболее вероятно, сделано это в связи с затратностью строительства обхода скалы.

15 сентября 1875 года к железнодорожной станции Севастополя подошёл первый товарный поезд. Строительство Лозово-Севастопольской железной дороги завершилось, соединив город с Симферополем, а через него и с центральной частью России, сделав ещё один шаг к возрождению Севастополя и Черноморского флота.

Постройка виадуков составляет очень важный отдел инженерного искусства, в особенности в странах с большими неровностями земной поверхности. В России, в Крыму, при постройке Лозово-Севастопольской железной дороги пришлось прибегнуть к их помощи.

Рельсовый путь пересекает Сиваш по мосту и насыпной дамбе, идущими от Чонгарского полуострова (одному из крупных выступов северной береговой линии залива) к крымскому берегу между станциями Сиваш и Соленое озеро.

Окончание следует

По материалам пресс-службы РЖД

Спасибо за Ваш интерес к нашим статьям.

Пожалуйста, введите ключ или купите подписку, чтобы продолжить просмотр новости

Ваше участие поможет сделать новости Феодосии лучше!

Автор новости: Фео.РФ